ФУРНИТУРА, МОНТАЖНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, УПЛОТНИТЕЛИ, ПОДОКОННИКИ, СЭНДВИЧ-ПАНЕЛИ, ПРОФИЛИ И КОМПЛЕКТУЮЩИЕ ДЛЯ МОСКИТНЫХ СЕТОК, РЕМОНТ ОКОН

ВИН-КОМ — продажа комплектущих для производства и монтажа светопрозрачных конструкций, сервис

(343) 211-84-49, 211-84-50, 211-84-51
Время работы: Пн-Чт 9.00-18.00, Пт 9.00-17.00
 

ВАШ ЗАКАЗ

Товаров: 0
на сумму: 0,00 руб.

СИСТЕМА ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ (СЭТ)

Система Электронной Торговли (СЭТ)

Вход для клиентов ВИН-КОМ
  Описание системы

СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

НАШИ КООРДИНАТЫ

 Схема проезда
Центральный офис в г. Екатеринбурге

620016, Екатеринбург, ул. Академика Вонсовского, 1/А, офис 87.

Тел.: (343) 211-84-49, 211-84-50, 211-84-51
Филиал в г. Cургуте

628400, г. Сургут, Базовая, 5

Тел.: (3462) 21-21-55, 62-94-95


Задать вопрос специалисту ВИН-КОМ

ОПРОС

Главный фактор при покупке товара
Качество
Цена
Поставщик
Личные отношения


Всего проголосовало: 1926

Каски-шоу, или Что общего у российского монтажа и российского футбола?

 
Главная / Информация / Полезные статьи / Каски-шоу, или Что общего у российского монтажа и российского футбола?
 Автор:  Денис Кириченко       
 Информация:  Генеральный директор ООО "ПрофСтандарт-СК"
 Источник:  Оригинал статьи
 Дата публикации:  26.09.2008
 Просмотров:  5356

Каски-шоу, или Что общего у российского монтажа и российского футбола?

Пролетарии всех стран
Маршируют в ресторан!

И.Бродский. «Представление»


Российский монтаж сродни российскому футболу: ни за какие деньги нельзя добиться победы! Монтажникам можно платить много или мало, предлагать окладную или сдельную систему оплаты, снабжать их униформой и инструментом, жильем с регистрацией и питанием, обучать и штрафовать – все это не гарантирует высокого качества монтажа. С другой стороны, все перечисленные факторы мотивации обязательными для высокого качества не являются. То есть мы видели недорогие, но укомплектованные и непривередливые в быту стихийные бригады, и тут же под благородной вывеской – банды босяков, вымогающие по десять долларов за монтаж каждого самореза. Всякое бывало, только в основном - сплошной негатив. В футболе - то же самое. Зрители платят деньги, фанаты машут шарфами, тренеры орут, футболисты стараются, а недовольны – все до одного.

Футбол как раз и задумывался, как шоу. Мы сочувствуем нашим игрокам и тренерам, как бы неудачно они ни выступали, болеем и переживаем за них. На монтаже болельщиков нет, хотя зрителей – навалом, и все недовольны. Как же нам монтировать нашу продукцию? Что это за люди такие - монтажники? Сколько они стоят? Где их найти?

Сразу напомню: «Чудеса на витражах» относятся к алюминиевым конструкциям и к большой стройке. Не к монтажу пластиковых окошек в пятикомнатной квартире, а к монтажу на одном только объекте десятками людей тысяч квадратных метров. Витражей, окон, дверей, зенитных фонарей, всего в куче. С проектом, с геодезической съемкой и выносом осей и отметок, с технадзором, с журналами по ТБ и актами скрытых работ, с лесами, люльками и подъемниками. К вентфасадам, в принципе, все вышесказанное тоже относится.

Работа на холоде и на высоте, жизнь в бытовках: труд монтажника-алюминщика значительно тяжелее, чем у «пластикантов». Наш монтажник зависит от всех ошибок, которые были совершены перед тем, как он вышел на стройку – от ошибок геодезиста, конструктора, производства, снабжения, он зависит от того, правильно ли отлит бетон и отлит ли он вообще. Монтаж, зачастую, производится этапами: сначала устанавливается каркас, потом, после контрольных замеров, делают стеклопакеты. Происходит пауза, которую нужно заполнять другой работой или другим объектом. Необходим монтаж и демонтаж лесов. При этом средние требования к квалификации людей выше. В любой бригаде хотя бы один человек обязан хоть как-то уметь читать чертежи, даже несмотря на то, что прораб всегда где-то рядом.

А зарабатывает рядовой монтажник алюминия – ниже, чем «пластикант». Можно считать как угодно, но больше тысячи долларов алюминиевые монтажники имеют редко. Конечно, бывают удачные и неудачные месяцы, но в среднем 30000 рублей в месяц – это предел. Именно потому, что ошибки, простой и переделки. Неудивительно, что монтажников не хватает катастрофически, как в песне.
Хороший монтаж – это многослойный бизнес-процесс, финал хорошей организации всех предыдущих этапов. Так вот, представим себе на минуту, что все предшествующие работы выполнены качественно и без сбоев. Представим, что все вовремя и в полном объеме спроектировано, произведено и доставлено на стройплощадку.



Вопрос первый – приемка и хранение материальных ценностей на объекте.

Происходит она, как правило, так: заказчик выделяет комнату или бытовку для хранения «мелочи» (такой, как анкера, саморезы, резина, кронштейны) и площадь под открытым небом для складирования габаритных элементов – изделий, стоек с ригелями, стеклопакетов, листов композитных панелей, плитки, утеплителя (если это вентфасад). Ни один человек со стороны заказчика не ставит своей подписи под накладной. И материальная ответственность повисает на нашем прорабе или прорабе субподрядчика. Ответственность, в первую очередь, за тонны цветного металла, потому что для кого-то алюминиевые ригели и кронштейны – самый ликвидный товар для черного рынка. Даже более ликвидный, чем плитка или анкера.

Еще более трудно передать заказчику даже на ответственное хранение по накладной витражи, когда они укомплектованы, но не собраны. В договоре, который у нас заключен с генподрядчиком написано: «Витраж В-1, 2 штуки, 100 рублей за штуку итого – 200 рублей». А на стройку приезжают стойки, ригели, прижимки да «капоты». То есть, куча алюминиевых профилей, нарезанных в размер, обрезиненных, упакованных и промаркированных. Все это, по справедливому мнению заказчика, еще не витраж. И можно ли собрать из этого комплекта витраж – на стройке разобраться трудно. Проект-то есть, но сверить его с накладной при разгрузке машины – нереально. Водитель торопит, холодно, и, скорее всего, ночь, потому что зимой – в разгар строительного сезона - темнеет сразу после рассвета. Так что прораб заказчика исчезает во тьме, наш прораб обреченно ставит подпись на накладной, бегло проверив комплектацию, водитель передает накладную в бухгалтерию – и все на этом успокаиваются. Для сравнения: попытайтесь получить без подписи и печати на накладной штукатурную смесь, или кирпич, или арматуру, или хоть лампочку дневного света. Никто вам не отгрузит. А оконные (и вентфасадные) компании вынуждены отгружать, и все это в порядке вещей!

В процессе строительства склад материалов и полуфабрикатов приходится переносить с места на место, наши бытовки с «мелочевкой» могут оказаться вскрытыми в течение выходных, материал может быть утерян, испорчен или сворован. Украсть, потерять и испортить горазды все: смежники, охранники, подсобники, сами монтажники, кстати, тоже не ангелы. И ответственность за сотни тысяч долларов всегда лежит на одном человеке – нашем прорабе. Счастье, если на стройке сильный генподрядчик с системой складского учета и мощная система охраны. Но это бывает крайне редко. А если ситуация стандартная – прораб не в силах сохранить доверенные ему матценности. Как правило, прораб быстро соображает, что максимум, что ему грозит – это увольнение или штраф, после которого он уволится сам. Работу он найдет быстро, потому что хорошие прорабы тоже в дефиците. Никакой договор полной материальной ответственности не гарантирует ничего. Трудовые книжки – тоже пережиток социализма. Полная материальная безответственность.

Производство работ тоже не предполагает высоких заработков монтажника. Большая стройка, маленькие, с самого начала нереальные сроки. Редкий генподрядчик учитывает, например, срок монтажа лесов или перестановки люлек при заключении договора с алюминиевой компанией. Далее, как мы уже писали, проект всегда оставляет желать лучшего. Хороший проект встречается один на двадцать плохих. В основном проекты либо плохие, либо их вообще нет. Я это утверждаю, поскольку иногда выезжаю на экспертизы чужих проектов. На экспертизу наших проектов тоже, к сожалению, иногда кто-то ездит. Соответственно, многое делается по месту потому, что не лезет или болтается. Это значит сразу – допработы. От стройготовности тоже многое зависит. Стены и проемы с перепадами 10 сантиметров – сплошь и рядом. Иногда бывает так, что конструкции на фасад в осях 1-11 изготовили, но самой стены для монтажа еще нет в наличии. Или леса ставить нельзя потому, что раскопки идут или кран стоит так, что люльку не повесить. Монтажники все это время простаивают или мотаются с объекта на объект.

Десять мужиков, вынужденных простаивать и терять деньги по чьей-то вине (конструктора ли, снабженца, генподрядчика – неважно), представляют собой страшную силу. Занять их свободное поневоле время неквалифицированным трудом – глупо, да они и сами не пойдут раствор мешать. А сегодня работы для десяти человек – ну нету! Послепослезавтра - лишь только привезут стеклопакеты, а сегодня на стройке нужны максимум – трое. И в бригадах начинаются разрушительные социал-анархические процессы. Через неделю простоя на стройке, скорее всего, не останется ни рабочих, ни инструмента, ни кронштейнов с направляющими. Проверено на людях: простой окладами не компенсируешь. Производительность при окладах падает катастрофически. Мороз, высота, жизнь в бытовках, зачем монтажнику надрываться, если есть оклад? Простой начинается сам собой, если он оплачивается.

Прибавьте сюда ответственность за бой стеклопакета. За отход при раскрое композита, если производство кассет организовано на объекте. Сами же монтажные бригады могут наносить работодателю значительный ущерб в силу низкой квалификации или «пофигизма», при этом отвечать за это они не будут. Нет у работодателя инструментов воздействия на свободных людей!



Но самое главное – это сдача работ. Я много езжу по Москве и вижу, как строятся многие крупные объекты: в июне на объекте установили леса. Пауза. В августе, допустим, начинается монтаж каркаса. Смонтировали стойки и часть ригелей – стройка замерла. Сентябрь наступил – доставили оставшиеся ригели, прилепили десять стеклопакетов в шахматном порядке. Потом еще двадцать. В октябре еще пять. Потом стройка замерла. Вдруг в конце ноября все стеклопакеты за три дня повисли на «времянках» и закрыли тепловой контур. Потом опять тишина. К Новому Году едешь мимо – добили прижимки и декоративки, возятся с отливами и примыканиями. За полгода – тысяча квадратных метров смонтирована. Реальной работы было – месяц, для восьми человек и грамотного прораба. А остальные пять месяцев, видимо, что-то мешало.

Работа, как мы видим, идет этапами. А сдать работу поэтапно – трудно. Запроцентовать – еще труднее. Если витраж имеет площадь 200 квадратных метров, да таких витражей на объекте пять – сначала монтируются один за другим каркасы, потом параллельно подвозят стеклопакеты, потом гнутся по месту примыкания… Заказчик справедливо отказывается принимать каждый из этих этапов работ. Он не может объективно оценить качество монтажа одного лишь каркаса. Ему необходим только витраж, причем «под ключ». Только его, «под ключ», а не «каркас в комплекте» заказчик и хочет принимать. Если монтажники сидят на «сделке», то они справедливо требуют: «Укомплектуйте нас полностью, дайте проект и стройготовность, тогда мы все быстро сделаем. Если не умеете комплектовать – платите поэтапно!» Получается, что подрядчик платит уже из своих денег, потому что заказчик заплатил ему аванс – процентов 50-60. Либо 70 процентов, но тогда утоптал цену контракта. Получается – ни аванса, ни процентовок. Как монтировать?

Еще один фактор, который мешает нормально заработать на монтаже. Это сами монтажники. Во-первых, их нигде не учат. Есть курсы каменщиков, сварщиков, сантехников, есть ПТУ для всех строительных специальностей, кроме монтажников алюминиевых конструкций. Монтировать пластик уже умеют в России, потому, что есть ГоСТ, алюминиевые окна – тоже гостированы, там проще. Но как смонтировать витраж площадью 500 квадратных метров из стоечно-ригельной системы – прочитать негде. Так что монтажники учатся без отрыва от производства, прямо на объектах. При этом любой бандарлог, смонтировавший в жизни две витрины и в качестве зарплаты укравший перфоратор с шуруповертом и присоску, считает себя суперпрофессионалом.

Во-вторых, они отличаются специфическим бунтарским менталитетом даже от рабочих других строительных специальностей. Это некая вольница, которую можно сравнить с Гоголевской запорожской сечью или с махновщиной-пугачевщиной. Они очень хорошо организованы только тогда, когда речь идет о саботаже. Их рабочий энтузиазм гаснет через неделю-полторы после выхода на объект. А иногда - и до выхода. Чем выше квалификация, тем более непредсказуемо ведут себя рабочие. Вы заключаете договор с монтажной организацией, либо с дикой бригадой, либо просто берете в штат двадцать бойцов – это все равно. В любом случае монтажники выходят на объект на две недели после назначенного срока, подтягиваясь по одному в день, как побежденные французы к партизанскому костру. Низкие заработки влекут за собой низкую сознательность, переходящую в полную бессознательность и неспортивное поведение. В любой момент любое количество монтажников может без предупреждения исчезнуть со стройки: "У Витька тетка заболела в Воронеже, и он с ребятами поехал ее хоронить!", а паспорта отнимать незаконно и бессмысленно. Бригады всегда недовольны теми условиями, на которых они подрядились работать, и огромных усилий стоит прорабам поддерживать этот человеческий хаос хоть в каком-то рабочем состоянии. Среди монтажников ходят легенды о молочных реках с кисельными берегами, поэтому бригады кочуют от объекта к объекту, от фирмы к фирме в поисках зарплаты, как у полузащитника первой лиги. Сколько волка ни корми, он в медведя не вырастет. Природа. Стихия. Как ею управлять?

Есть дополнительный важный нюанс алюминиевой специфики: если монтажники выполнили, допустим, половину работы (установили каркас витража), получили половину денег - и внезапно исчезли, то доделывать за ними никто не возьмется. Либо возьмется за полную стоимость, как будто с самого начала, как будто каркас (который смонтирован и оплачен) не стоит вовсе.

Поэтому многие компании не доплачивают монтажникам. По крайней мере, не доплачивали. Работодатель всегда старается быть должным работнику, поскольку это единственный инструмент воздействия и контроля. Просто для того, чтобы они не убежали на кисельные берега. А работники, в свою очередь, не очень-то доверяют своему работодателю. Потому, что если у него денег нет – то он не заплатит монтажникам, даже если они все доделали без сучка, без задоринки, под ключ. А денег-то, как правило, нет. Возник замкнутый круг недоверия. Конфликт труда и капитала.

И последний, самый болезненный этап – рекламации. Монтажники выполнили работы, сдали их и ушли. Они могут уехать домой на Брянщину или перейти на другой объект, или к другому подрядчику на другой объект на ту же Брянщину. В большинстве случаев рекламационные работы делать некому. Ни за какие деньги грамотные монтажники не соглашаются ремонтировать лопнувший по неизвестной причине стеклопакет или регулировать дверной доводчик. А никаких денег и нет! Стоимость, по которой монтаж удается продать заказчику – это, как правило, себестоимость!



Сколько стоит монтаж одного квадратного метра СПК? Средняя цифра, которую можно было озвучивать заказчику в августе-ноябре 2006 года – от 30 до 40 долларов. Столько же просят специализированные монтажные организации, чуть дешевле оценивают себя «дикие» бригады, либо «строительные сутенеры», просто передающие информацию и часть денег от подрядчика «диким» бригадам. Получается, за что купил – за то продал.

Дороговато использовать субподрядчиков? Хотите заработать на монтаже? Не нанимайте субподрядчиков, попытайтесь смонтировать своими силами. Организуйте монтажный отдел, наймите на оклады начальника и прорабов, наберите по регионам две сотни штыков, платите им на круг по двадцатке. А спецодежда? А инструмент? А леса с люльками? А буры? А как оклады размазать по цене квадратного метра? А инженер по ТБ? А простой? Когда посчитаете - получится дороже. Месяц несезона сделает эту ораву убыточной, бессмысленной и беспощадной.

Вдумайтесь: квадратный метр светопрозрачного фасада стоит нашему заказчику «под ключ» от 280 до 340 долларов, а то и больше. Из них на монтаж выделяется максимум 1000 рублей. 35 долларов. 10 процентов от стоимости материала. Насколько я знаю, по другим материалам работа стоит значительно дороже – до 100% от стоимости материала. Например – монтаж металлоконструкций. Налицо какой-то дисбаланс. Заказчик почему-то считает, что монтаж (и, кстати, проектирование) – работа, которая ничего не стоит! Стоимость самих витражей для заказчика понятна: это все-таки осязаемые материалы. А самые важные участки – проект и монтаж – должны, по мнению участников рынка, стоить копейки именно потому, что результат нельзя потрогать руками.

На мой взгляд, правильнее считать себестоимость монтажа исходя из производительности и от стоимости трудодня, а не из стоимости квадратного метра. Средняя производительность хорошего монтажника – 50-60 квадратных метров в месяц. Больше – не получается, за редким исключением. Монтажник, приехавший из региона в Москву на заработки должен зарабатывать хотя бы 35000 рублей в месяц для того, чтобы дорожить своей работой и стараться выполнить ее хорошо. Это я с учетом того, что внутри бригады монтажники сами установят свой стихийный КТУ, а значит, кто-то получит значительно меньше, так как он смонтирует не 50 метров, а 30. Разделите 35000 рублей на 50 метров – получите 700 рублей за метр – только на зарплату бригадам. Добавьте сюда рублей 60 на прораба, 50 рублей на сборку-разборку лесов, 10 рублей на сверла-буры и другой расходник, плюс рублей 100 (это чуть больше одного процента для СПК и чуть больше двух для вентфасада) – на потери от боя и раскроя. Получилось 920 рублей, или почти 35 долларов. Это – себестоимость качественного и быстрого монтажа, без стоимости спецовок, бытовок, расходных материалов, самого комплекта инструмента и т.д. Без запаса на простой и рекламационные выезды. Без учета налоговых отчислений. Это себестоимость при условии, что проект, производство, поставки и стройготовность – тоже качественные и быстрые. За эту стоимость монтаж и продается генподрядчику в лучшем случае. Боевая ничья.

Может быть, я все усложняю? Может быть, монтажные работы возможно организовать и оптимизировать так, чтобы зарабатывать на них удавалось всем? В монтаж можно играть и выигрывать, если монтаж будет стоить нашему заказчику тысячи полторы рублей. Если дешевле, то монтаж – дело хлопотное и неприбыльное. Нужен ли нам такой футбол? Не знаю. Мне доводилось пробовать решить проблему монтажа разными способами. Дело доходило до того, что мы всерьез рассматривали возможность создания женских монтажных бригад. И никогда я не был удовлетворен решением. Получалось дорого, медленно и плохо. Честно говоря, мне даже неприятно писать обо всем этом. Как о российском футболе, кстати: похвастать особо нечем, хоть бразильцев с итальянцами нанимай легионерами. Так или иначе, я слышал многочисленные подтверждения тому, что у моих конкурентов – почти все так же. У кого-то временно лучше, у кого-то (опять же – временно) хуже, но и то и другое - ненамного. Не слышал я ни об одной крупной компании, которая решила бы проблему монтажа раз и навсегда. Один-два, максимум, пять объектов на всю Москву смонтированы так, что заказчики (и монтажники, кстати) отзываются о стройке без брани. Остальные объекты – как обычно…

Но я знаю также что, тем не менее, объекты строятся, монтируются, перемонтируются и сдаются. Рынок медленно взрослеет. Появились и набрались опыта немногочисленные специализированные монтажные фирмы, оснащенные инструментом, спецодеждой и техникой. Каски-шоу становится все меньше похожим на дворовую самодеятельность, приобретает черты профессионального бизнеса. Дефицит хорошего монтажа делает свое дело, значит, у этого бизнеса, похоже, все-таки есть будущее, но отдаленное. Широкие горизонты и туманные перспективы. Как и в футболе. The show must go on?


(художник - Константин Таловский)


КОММЕНТАРИИ И ОТЗЫВЫ



Добавьте ваш комментарий или отзыв
(подсказки к обязательным для заполнения полям выделены полужирным шрифтом)

Ваше имя:   
E-mail:   
Ваш город:
Комментарий:   
    (отзыв публикуется после проверки модератором)

Наш сайт откроется в новом окнеДизайн сайта от Консалтинговой Группы «АРМ»